16 июня В. И. Кунташеву День рождения. В этом году ему исполнилось бы 64 года.
С Виктором Ивановичем мне довелось познакомиться в далёком 1977 году. Это была чисто деловая встреча.
В то время я сотрудничал с газетой «Новый путь», а он только что пришёл в неё работать. Как водится, первая встреча была мимолётной.
Мы договорились о согласовании очередного моего материала для печати, какого уже не помню, и я по этому поводу заглянул в редакцию.
Виктор Иванович показался мне улыбчивым, доброжелательным интеллигентным человеком, с приятным тембром
голоса, крепким рукопожатием, что характеризует открытость и щедрость характера. Так мы познакомились. В дальнейшем наши встречи стали регулярными.
С первой же минуты знакомства меня поразило то, КАК человек общается с собеседником и как относится
к рядовому, казалось бы, тексту, написанному тобой. Прочитав внимательно текст, он не просто требовал или просил его переделать, если что-то ему
не нравилось, а как бы советовал переписать предложение или
предлагал подобрать более удачное слово, фразу. Такая форма общения сотрудника газеты с автором дорогого стоит. Ведь, обычно, все написавшие,
что-либо сами, зачастую твёрдо придерживаются своего «детища» и упрямо отстаивают каждую его букву. Хотя зачастую, с точки зрения литературного языка -
это бывает откровеннейшая несуразица.
Но здесь был другой случай. После беседы и обсуждения деталей статьи я исправлял свой текст «добровольно»,
да к тому же у меня оставалось ощущение, что я сам до всего этого додумался, я сразу оценил эту уважительную манеру общения.
И в дальнейшем с Виктором Ивановичем было приятно общаться. Имея массу талантов, он не пытался
выделиться, доказать своё превосходство над другими. Наши встречи были регулярными и мы всё больше и больше узнавали друг друга и сближались. Его коллеги по работе многое о нём писали, замечательную книгу издала сестра Серафима и мне не стоит
пересказывать ещё раз то, что уже написано другими, здесь вряд ли можно ещё что-то добавить. Опишу лишь свои ощущения от общения с Виктором.
Нас, ещё больше сблизил в последние годы его жизни похожий взгляд на всё происходящее в стране.
Мало кто знал, что Виктор Иванович зачастую заходил ко мне по вечерам в конце рабочего дня. Я в то время работал поблизости от его дома и он
заходил просто пообщаться, поговорить о судьбе России, высказать свой взгляд на всё происходящее в 90-е годы в стране.
Поражала его беспредельная любовь к РОДИНЕ. Она была, как оказалось впоследствии, не случайной.
Истоки этой любви нужно искать в далёком детстве. Отец, Иван Иванович Кунташев, воевал на Северном фронте в Заполярье, войну закончил
в звании майора. Его рассказы о войне и стали настоящей школой патриотического воспитания для всех детей его многодетной семьи,
а в особенности для старшего сына Виктора.
За десятилетие жизни, по сути в новой стране и новых условиях, неизменными остались взгляды Виктора
на религию. Он был и до последних дней оставался убеждённым атеистом. Наши долгие беседы иногда перерастали в споры. Обращение современной России к
религии, он объяснял только лишь модой и ни чем иначе. Он, как художник, чётко осознавал, что Церковь в России является хранилищем культуры и, особо
подчёркивал, РУССКОЙ культуры. Остро чувствовал он и несовершенство нашего уклада жизни, осуждал разгул преступности, снижение планки нравственности
в народе. Но не допускал мысли, что церковь, как раз и поможет направить народ на путь истинный.
Были у нас споры и о символах Церкви, в частности о Кресте. Взгляд художника, как правило, цепкий, но Виктор
в зависимости от ситуации рисовал его всегда по-разному.
Если присмотреться к его рисункам – это не трудно обнаружить. Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской
и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя - символизирует табличку на кресте Христа
с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное»,
взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую
сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою
посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Так вот нижнюю перекладину
Виктор рисовал на разных рисунках по-разному, то вверх, то вниз, но чаще она указывала в ад.
Зачастую наши беседы проходили за партией игры в шахматы. Играл Виктор хорошо и его
интересовал сам процесс игры. Игра всегда проходила с переменным успехом, но по всему чувствовалось, что играет он сильно.
Большим его увлечением (точнее призванием) было создание книжных знаков - экслибрисов.
Техника их создания требует ювелирного владения пером и тушью, работы очень часто выполняются с помощью лупы. Создать экслибрис не просто. Нужно точно,
экономно выразить образ и характер человека, которому будет принадлежать этот знак.
Им создано 400 экслибрисов. С ними Виктор Иванович участвовал в коллективных и персональных выставках
по всему свету. Графические миниатюры В. И. Кунташева хранятся в собрании Королевской библиотеки Великобритании, как лучшие образцы человеческого
творчества в этом виде искусства. Виктор создавал экслибрисы по заказам и по велению души. Его работы имелись у папы римского Павла и Вологодского
писателя Василия Белова, много книжных знаков посвящено братьям-журналистам, друзьям, знакомым. Подсказал идею экслибриса и мне. Сейчас книги
моей библиотеки (а она у меня большая – свыше 2,5 тысяч томов) украшают экслибрисы, изготовленные мной по идее Виктора. Правда, попросить его "сделать"
для меня, я не решился.
Мало кто знает, что Кунташев оформил около трёх десятков книг. Помимо прочего, он писал стихи.
А так, как я тоже увлекаюсь этим ремеслом, многое из того, что мною написано, прочитано и ему. Он даже предлагал издать книгу моих стихов с его
комментариями и рисунками. Жаль, не успел.
Хотя свои творения я стихами и не считаю, но он находил в них много интересного и считал их весьма сносными.
Не могу не сказать, что Виктор Иванович стал высококлассным ответственным секретарём, передающим
свой опыт другим. И теперь главный редактор Тихвинской газеты «Трудовая Слава» Н. Ливанский считает его своим учителем.
Мы знаем, что после смерти к таланту пытаются «приклеиться» многие, как было в случае
с Вл. Высоцким, но пройдёт время и всё наносное исчезнет, останется лишь то, что и должно остаться. Лично у меня остаётся светлая память об этом
талантливом художнике, поэте и просто Человеке.
Отдавая дань Виктору я и публикую этот материал.