В ы п у с к  № 38(91)   сентябрь  2011   года   Пишите нам: gorozhanin_bok@mail.ru

  • Памятник от слова ПАМЯТЬ                                                                                                                           МАЛ ЗОЛОТНИК,  ДА  ДОРОГ?                                         (или о малых архитектурных формах)

 

«Ты где, рабочий?», под таким заголовком опубликован коллаж на   городском информационном портале, где чётко видно, что на одном из постаментов отсутствует до боли знакомая нам с детства фигура  рабочего с гаечным ключом. В этом случае,  чтобы было понятно о чём идёт речь, воспользуемся тем снимком, что опубликовали у себя наши коллеги,  да   расскажем   немного      о  непростой "судьбе"    бокситогорских «памятников»,   сопроводим  материал  своими ФОТО  и комментариями.

Начнём с того, что это не памятник в буквальном его понимании, а как принято называть – малая  архитектурная форма. Памятник – нечто иное.  Вот  как трактует это понятие  «Популярный энциклопедический словарь» Еворпедия за 2004 год: «ПАМЯТНИК, произведение пластики (гл. обр. скульптурное или архитектурно-скульптурное), воздвигнутое для прославления человека или в память о событии, чаще всего в форме статуи, скульптурной группы, обелиска, постройки».

Этим уточнением, мы вовсе не хотим подчеркнуть своё всезнайство, а просто хотим внести некоторую ясность в предмет, о котором идёт речь, о котором мы рассуждаем. Надо отдать должное горожанам,  их наблюдательности  и чувству юмора, с которым они дают характеристику сего маленького происшествия в своих комментариях к коллажу.

Но вернёмся к теме нашего повествования. Бокситогорск, Пикалёво и им подобные города  возникали на территории бывшего СССР в период индустриализации страны, как грибы. Было модным украшать их улицы, скверы,  парки, дворы малыми архитектурными формами, типа «Девушка с веслом». Вот таких, с позволения сказать «памятников» и, нагромоздили по всей стране, в каждом городе,  чуть ли не в  каждой деревне, но никто не задумывался, что их нужно будет содержать, нести немалые расходы для поддержания  МАФ в подобающем виде. В Бокситогорске малыми архитектурными формами увлекались не на шутку. Те, кто постарше вспомнят, что их действительно было много.

Не помню, в каком году ( но точно, 80-е прошлого столетия?), и какой корреспондент газеты «Новый путь», кажется В. Ястребов,  по поводу этих МАФ  уже тогда писал с некоторой долей иронии и сарказма. Если вы поднимете подшивки местной газеты и полистаете её, то наверняка эту статью найдёте. Вкратце в ней давался анализ  состояния всем МАФ, находящимся в городе. Не надо думать, что в советские времена в СМИ не было критики и, журналисты боялись писать правду.  Критиковали, да ещё как!!! Тогда активно использовалась такая скрытая  форма  критики, как фельетон. К сожалению, она сейчас  исчезла.

Правда, подчас критика эта была дозируемой и разрешённой сверху, но порой  «проскакивали» такие шедевры, от которых кругом шла голова.  Вот и эта статья наделала  тогда много шума в нашем городке.

Так вот, о той статье в газете «Новый путь». В точности, я её не помню, но отдельные моменты запечатлелись в памяти, словно  читал о них вчера.  Надо отдать должное властям: за МАФ следили строго. Их, к каждому празднику Первомая, подновляли, красили серебристой краской, наращивая таким образом слой за слоем и изменяя первоначальный облик архитектурной формы, порой до неузнаваемости.

Напомним читателю, что рядом с ДК малых архитектурных форм две: с правой стороны, теперь уже  стоял, рабочий  с  гаечным ключом, а с левой – женщина с ребёнком на левой  руке.  В  другой же руке у неё  первоначально была кисть винограда. Но  так как её подновляли каждый год, то есть наращивали слой за слоем – эта кисть постепенно, по образному выражению корреспондента, превратилась в булыжник. Женщина так и стоит с этим булыжником для ребёнка, вместо сладкого винограда.

Напротив теперешней «Пятёрочки» на постаменте стоял бюст поэта А.С. Пушкина (точнее была  одна голова), его также мазали и, домазали до того, что стало трудно  узнать в этой  голове «Наше всё». За реконструкцию скверика взялся тогдашний депутат ЗАКСа Ленинградской области Г. В. Белов. Были проложены дорожки. В качестве бордюра использовался камень, а сами дорожки посыпаны мелкой мраморной крошкой. Остатки прежней красоты видны и поныне. В то время «исчез» с постамента и Пушкин (якобы увезли на реставрацию).

Более «трагичная» судьба у малой архитектурной формы «Покорители космоса». Этот «монумент», по злой воле, был воздвигнут, как раз напротив больницы (теперь на этом месте стоит обелиск воинам-интернационалистам) и развёрнут в сторону города. Постепенно архитектурная  форма обветшала, бетонный космический корабль от времени рассыпался, осталась символическая дуга, которая недвусмысленно  указывала путь из больницы,   прямо на кладбище Тополь.

И когда это всё опубликовали, горожанам стало не до смеха, они потребовали эту архитектурную форму убрать.

В прошлом году мы публиковали ряд снимков малых архитектурных форм, сопровождали  их стихами. С места ничего не сдвинулось (убрали только указатель-уродец «Бокситогорск» возле д. Кондратово). Пройдитесь по городу, загляните на территорию любого детского садика и вы увидите до боли знакомые малые архитектурные формы и в таком, подчас состоянии, что лучше об этом не думать. Как нам кажется,  городская власть совершенно не интересуется ни рекламой, ни малыми архитектурными формами и этот коллаж лучшее тому подтверждение. Похоже - этот процесс пущен на самотёк.



До такого состояния довели "Женщину с булыжником" и такое впечатление, как-будто она дразнит своего ребёнка или замахнулась на него виноградом - булыжником".
         

                                       
   
                   ПОГОДА  В  БОКСИТОГОРСКЕ  ЩЁЛКНИТЕ ПО ИНФОРМЕРУ  
Rambler's Top100


Хостинг от uCoz