В ы п у с к  № 2(106)   январь  2012   года   Пишите нам: gorozhanin_bok@mail.ru

От краеведа Л. Старовойтова
ПЕРВЫЕ ПРИХОДСКИЕ КАМЕННЫЕ ХРАМЫ

На территории, занимаемой ныне Бокситогорским районом, первые каменные приходские церкви появились в первой четверти XIX века. Казалось, что они были построены на многие века, благодаря используемым при их сооружении строительным материалам и способам кладки кирпича. Но их судьба в бурное революционное время сложилась по-разному, и до наших дней из данных храмов сохранился лишь один.

Из монастырских храмов первой   каменной культовой постройкой на территории района была Троицкая церковь  Дымского монастыря сооруженная в 1740 году, и включающая в себя, кроме собственно церкви, дополнительно два разномерных придела: Казанской Божией Матери и Антония Великого.

На соседней территории,относящейся к современному Тихвинскому району, каменное строительство приходских церквей шло на протяжении всего XVIII века. В последней четверти XVIII века приходские каменные церкви появились в Никольском Пашезерском и Ильинском Сясьском погостах.

Император ПавелI, поощряя каменное строительство, 23 декабря 1799 года издал указ о запрещении строительства деревянных храмов на месте сгоревших. Однако данный Указ с вступлением на престол императора Александра I в 1801 году  был отменен. Возможным последствием павловского указа было то, что помышлявшие о замене обветшавших храмов местные дворяне Кобылины и Колтовские решили просить новгородского митрополита о разрешении постройки каменных церквей вместо утраченных деревянных.

Строительство новых церквей взамен утраченных и обветшалых производилось под контролем епархиальных властей и консистории, при непосредственном участии епархиального архитектора. Первой на территории современного Бокситогорского района была возведена в камне Казанская церковь в деревне Мозолево, являвшаяся выставочной церковью Климентского Колбекского погоста.

Церковь возведена тщанием местного помещика секунд-майора Петра Ивановича Колтовского; советами ему помогал эрудированный в церковном строительстве настоятель Дымского монастыря Герасим Гайдуков. Церковь была  освящена во имя иконы Казанской Божией Матери в 1802 году.

Однопрестольная Казанская церковь, была построена в общей связи с колокольнею, имела сравнительно небольшие размеры: длина – 22 метра и ширина – 8,6 метра. На крыше церкви имелась одна большая глава, колокольня была выполнена в один ярус. Главной святыней храма был образ Божией Матери Казанской, список с подлинной иконы, перенесенный в наш край в XVII веке местным уроженцем, бывшим казанским воеводою Григорием Путятиным. По некоторым сведениям в церкви позднее был сооружен придел во имя св. Митрофания Воронежского.

Данной церкви предшествовала деревянная Казанская церковь возведенная в 1675 году мозолевской помещицей Ульяной Васильевной Путятиной. О предыдущих храмах, возведенных на её месте, пока ничего неизвестно. Местные дворяне Путятины считали Казанскую церковь своей домовой церковью и оказывали ей постоянную поддержку. В  XVIII веке во владение бывшим имением Путятиных вступает Петр Иванович Колтовский, перенесший свои заботы на Казанскую церковь.

Тихвинское дворянство уважало секунд-майора П.И. Колтовского, считавшего себя в родстве с родом Анны Колтовской – четвертой жены Иоанна Грозного, в иночестве царицей-старицей Дарьей скончавшейся в Тихвинском Введенском монастыре в 1626 году. Он был избран в 1786 году дворянским сообществом исправником земского суда Тихвинского уезда и занимал данную должность в течение трех лет. Скончался Петр Иванович Колтовский в 1801 году, не дождавшись завершения строительства Казанской церкви и её освящения.

В советское время Казанская церковь была перестроена под сельский дом культуры, путем возведения дополнительных пристроек под одну массивную крышу. Выделить из общего объема здания бывшую церковь затруднительно.

27 июля 1802 года в селении Званы (Великий Двор) на реке Тихвинке была заложена каменная церковь. Закладывалась она при попечительстве местного помещика полковника Дмитрия Никифоровича Кобылина. Церковь строилась медленно и была освящена 15 июля 1818 года во имя Архистратига Михаила в присутствии коллежского советника Василия Дмитриевича Кобылина. Церковь была выставочной, а для дворян Кобылиных, проживающих рядом в усадьбе, являлась домовой церковью. Строители церкви отец и сын Кобылины нашли своё последнее пристанище у её стен. Церковь получила свое посвящение от предыдущих, сменявших друг друга деревянных церквей, одна из которых была перестроена дворянами Кобылиными ещё в 1668 году. Кроме основного престола каменная Михайловская церковь имела придел Святителя Николая.

Помещики Кобылины проявляли постоянную заботу о Михайловской церкви. В 1842 году на колокольню церкви был повешен новый колокол весом 27 пудов и 30 фунтов (около 444 кг), литый в Юрьевом монастыре близ Новгорода. Спустя два года в приделе Св. Николая был возобновлен иконостас усердием иеромонаха Владимира из рода Кобылиных, ставшим впоследствии архимандритом Тихвинского Богородицкого Успенского Большого монастыря.

В 1853 году на Званскую церковь был установлен новый крест. Он хорошо ориентировал путешествующих по Тихвинской водной системе и приглашал в храм путников. остановившихся при прохождении Петербургского шлюза. Этому способствовало также то обстоятельство, что шлюз находился рядом с церковью.

В силу неизвестных причин в 1870 году на церковь поставили новый крест. При его установке присутствовал полковник В.А. Кобылин, один из последних представителей данного дворянского рода в нашем крае. После отмены крепостного права в 1861 году имение Званы было продано и дворяне Кобылины навсегда покинули родовое гнездо, сохранявшееся за ними на протяжении трех столетий.

Подробности возведения и существования Михайловской церкви в Званах сохранились благодаря «Святцам рода Кобылиных» напечатанных в краеведческом сборнике «Тихвинская старина», составленным нашим земляком И.П. Мордвиновым, урожденцем деревни Жилая Глина близ Мозолева. К нему данные святцы в начале прошлого века попали от проживающего в ус. Гузеево (Пикалево) Сергея Ильича Успенского – собирателя старинных документов.

В настоящее время в Великом Селе (Званах) не осталось никаких следов от существовавших ранее церкви и барской усадьбы.  На месте Михайловской церкви расположился обыкновенный деревенский дом, построенный в не столь отдаленное время. Под огород отошла часть кладбища, на котором упокоилось не одно поколение дворян Кобылиных и других неизвестных наших соплеменников.

Среди них был похоронен священник Михайловской Званской церкви Иоанн Плотников. Он служил в приходе  55 лет и был зверски убит злоумышленниками 17 января 1911 года уже в преклонном возрасте.

На северо-западе Устюженского уезда в Иванском Вольском погосте (ныне территория Бокситогорского района) в д. Поток в 1822 году тщанием прихожан и доброхотных пожертвований была построена каменная церковь во имя иконы Тихвинской Божией Матери, почти разрушенная, но восстановленная в наше время. В плане Тихвинская церковь представляет собой вытянутый близкий к квадрату (11х13 м) четырехугольник основного объёма и трёх пристроек: циркульной апсиды с востока, трапезной и притвора с двухъярусной колокольней с запада. Общие размеры постройки 13х34 м. Кроме главного престола в церкви были освящены престолы во имя св. Иоанна Предтечи и св. Великомученика Георгия.

Данная каменная церковь была возведена вместо двух ранее утраченных деревянных церквей.Потокская Тихвинская церковь  едва не погибла в советское время. Сегодня она является образцом местного подвижничества отдельных граждан, сумевших восстановить погибающую церковь. Сооруженные в последние годы деревянные церкви ЮЮЮ в Подборовье и ББББ в Заборье также свидетельствуют о неутраченных высоких нравственных и религиозных чувствах населения Подборовского и Заборского сельских поселений.

Ещё одна каменная церковь на территории Бокситогорского района в прошлом была сооружена в 1825 году в Воскресенском Лученском погосте (ныне территория г. Пикалево) на месте прежней домовой церкви в усадьбе Селищи (близ сельца Сашино) – родовом гнезде помещиков Обернибесовых. Церковь была освящена во имя Введения в Храм пресвятой Богородицы. Одна из её деревянных предшественниц упомянута в переписи 1710 года. О функционировании каменной Введенской Селищенской церкви, расположенной в прошлом около станции Пикалево-I, ничего не известно. К сожалению, данная страница по истории родного края остается пока  закрытой.

Подводя итоги вышесказанного можно отметить, что на территории занимаемой ныне Бокситогорским районом в начале XIXвека началось массовое возведение каменных приходских церквей взамен утраченных деревянных. К сожалению многие из них не дошли до нашего времени, оставив наше архитектурно-культурное наследие обедненным.

Церковь в д. Поток. Цветное фото Юрлов В.А.

В начале статьи Село Званы (Великий Двор). Михайловская церковь и усадьба Кобылиных на фоне Санкт-Петербургского шлюза.

Фото 1865 года.

Л.А. Старовойтов,  краевед


                                     
   
                   ПОГОДА  В  БОКСИТОГОРСКЕ  ЩЁЛКНИТЕ ПО ИНФОРМЕРУ       
 


Хостинг от uCoz