Из
монастырских храмов первой каменной культовой постройкой на
территории района была Троицкая церковь Дымского монастыря сооруженная в
1740 году, и включающая в себя, кроме собственно церкви, дополнительно
два разномерных придела: Казанской Божией Матери и Антония Великого.
На
соседней территории,относящейся к современному Тихвинскому району,
каменное строительство приходских церквей шло на протяжении всего XVIII
века. В последней четверти XVIII века приходские каменные церкви
появились в Никольском Пашезерском и Ильинском Сясьском погостах.
Император
ПавелI, поощряя каменное строительство, 23 декабря 1799 года издал указ
о запрещении строительства деревянных храмов на месте сгоревших. Однако
данный Указ с вступлением на престол императора Александра I в 1801
году был отменен. Возможным последствием павловского указа было то, что
помышлявшие о замене обветшавших храмов местные дворяне Кобылины и
Колтовские решили просить новгородского митрополита о разрешении
постройки каменных церквей вместо утраченных деревянных.
Строительство
новых церквей взамен утраченных и обветшалых производилось под
контролем епархиальных властей и консистории, при непосредственном
участии епархиального архитектора. Первой на территории современного
Бокситогорского района была возведена в камне Казанская церковь в
деревне Мозолево, являвшаяся выставочной церковью Климентского
Колбекского погоста.
Церковь
возведена тщанием местного помещика секунд-майора Петра Ивановича
Колтовского; советами ему помогал эрудированный в церковном
строительстве настоятель Дымского монастыря Герасим Гайдуков. Церковь
была освящена во имя иконы Казанской Божией Матери в 1802 году.
Однопрестольная
Казанская церковь, была построена в общей связи с колокольнею, имела
сравнительно небольшие размеры: длина – 22 метра и ширина – 8,6 метра.
На крыше церкви имелась одна большая глава, колокольня была выполнена в
один ярус. Главной святыней храма был образ Божией Матери Казанской,
список с подлинной иконы, перенесенный в наш край в XVII веке местным
уроженцем, бывшим казанским воеводою Григорием Путятиным. По некоторым
сведениям в церкви позднее был сооружен придел во имя св. Митрофания
Воронежского.
Данной
церкви предшествовала деревянная Казанская церковь возведенная в 1675
году мозолевской помещицей Ульяной Васильевной Путятиной. О предыдущих
храмах, возведенных на её месте, пока ничего неизвестно. Местные дворяне
Путятины считали Казанскую церковь своей домовой церковью и оказывали
ей постоянную поддержку. В XVIII веке во владение бывшим имением
Путятиных вступает Петр Иванович Колтовский, перенесший свои заботы на
Казанскую церковь.
Тихвинское
дворянство уважало секунд-майора П.И. Колтовского, считавшего себя в
родстве с родом Анны Колтовской – четвертой жены Иоанна Грозного, в
иночестве царицей-старицей Дарьей скончавшейся в Тихвинском Введенском
монастыре в 1626 году. Он был избран в 1786 году дворянским сообществом
исправником земского суда Тихвинского уезда и занимал данную должность в
течение трех лет. Скончался Петр Иванович Колтовский в 1801 году, не
дождавшись завершения строительства Казанской церкви и её освящения.
В
советское время Казанская церковь была перестроена под сельский дом
культуры, путем возведения дополнительных пристроек под одну массивную
крышу. Выделить из общего объема здания бывшую церковь затруднительно.
27
июля 1802 года в селении Званы (Великий Двор) на реке Тихвинке была
заложена каменная церковь. Закладывалась она при попечительстве местного
помещика полковника Дмитрия Никифоровича Кобылина. Церковь строилась
медленно и была освящена 15 июля 1818 года во имя Архистратига Михаила в
присутствии коллежского советника Василия Дмитриевича Кобылина. Церковь
была выставочной, а для дворян Кобылиных, проживающих рядом в усадьбе,
являлась домовой церковью. Строители церкви отец и сын Кобылины нашли
своё последнее пристанище у её стен. Церковь получила свое посвящение от
предыдущих, сменявших друг друга деревянных церквей, одна из которых
была перестроена дворянами Кобылиными ещё в 1668 году. Кроме основного
престола каменная Михайловская церковь имела придел Святителя Николая.
Помещики
Кобылины проявляли постоянную заботу о Михайловской церкви. В 1842 году
на колокольню церкви был повешен новый колокол весом 27 пудов и 30
фунтов (около 444 кг), литый в Юрьевом монастыре близ Новгорода. Спустя
два года в приделе Св. Николая был возобновлен иконостас усердием
иеромонаха Владимира из рода Кобылиных, ставшим впоследствии
архимандритом Тихвинского Богородицкого Успенского Большого монастыря.
В
1853 году на Званскую церковь был установлен новый крест. Он хорошо
ориентировал путешествующих по Тихвинской водной системе и приглашал в
храм путников. остановившихся при прохождении Петербургского шлюза.
Этому способствовало также то обстоятельство, что шлюз находился рядом с
церковью.
В
силу неизвестных причин в 1870 году на церковь поставили новый крест.
При его установке присутствовал полковник В.А. Кобылин, один из
последних представителей данного дворянского рода в нашем крае. После
отмены крепостного права в 1861 году имение Званы было продано и дворяне
Кобылины навсегда покинули родовое гнездо, сохранявшееся за ними на
протяжении трех столетий.
Подробности
возведения и существования Михайловской церкви в Званах сохранились
благодаря «Святцам рода Кобылиных» напечатанных в краеведческом сборнике
«Тихвинская старина», составленным нашим земляком И.П. Мордвиновым,
урожденцем деревни Жилая Глина близ Мозолева. К нему данные святцы в
начале прошлого века попали от проживающего в ус. Гузеево (Пикалево)
Сергея Ильича Успенского – собирателя старинных документов.
В
настоящее время в Великом Селе (Званах) не осталось никаких следов от
существовавших ранее церкви и барской усадьбы. На месте Михайловской
церкви расположился обыкновенный деревенский дом, построенный в не столь
отдаленное время. Под огород отошла часть кладбища, на котором
упокоилось не одно поколение дворян Кобылиных и других неизвестных наших
соплеменников.
Среди
них был похоронен священник Михайловской Званской церкви Иоанн
Плотников. Он служил в приходе 55 лет и был зверски убит
злоумышленниками 17 января 1911 года уже в преклонном возрасте.
На
северо-западе Устюженского уезда в Иванском Вольском погосте (ныне
территория Бокситогорского района) в д. Поток в 1822 году тщанием
прихожан и доброхотных пожертвований была построена каменная церковь во
имя иконы Тихвинской Божией Матери, почти разрушенная, но
восстановленная в наше время. В плане Тихвинская церковь представляет
собой вытянутый близкий к квадрату (11х13 м) четырехугольник основного
объёма и трёх пристроек: циркульной апсиды с востока, трапезной и
притвора с двухъярусной колокольней с запада. Общие размеры постройки
13х34 м. Кроме главного престола в церкви были освящены престолы во имя
св. Иоанна Предтечи и св. Великомученика Георгия.
Данная
каменная церковь была возведена вместо двух ранее утраченных деревянных
церквей.Потокская Тихвинская церковь едва не погибла в советское
время. Сегодня она является образцом местного подвижничества отдельных
граждан, сумевших восстановить погибающую церковь. Сооруженные в
последние годы деревянные церкви ЮЮЮ в Подборовье и ББББ в Заборье также
свидетельствуют о неутраченных высоких нравственных и религиозных
чувствах населения Подборовского и Заборского сельских поселений.
Ещё
одна каменная церковь на территории Бокситогорского района в прошлом
была сооружена в 1825 году в Воскресенском Лученском погосте (ныне
территория г. Пикалево) на месте прежней домовой церкви в усадьбе Селищи
(близ сельца Сашино) – родовом гнезде помещиков Обернибесовых. Церковь
была освящена во имя Введения в Храм пресвятой Богородицы. Одна из её
деревянных предшественниц упомянута в переписи 1710 года. О
функционировании каменной Введенской Селищенской церкви, расположенной в
прошлом около станции Пикалево-I, ничего не известно. К сожалению,
данная страница по истории родного края остается пока закрытой.
Подводя
итоги вышесказанного можно отметить, что на территории занимаемой ныне
Бокситогорским районом в начале XIXвека началось массовое возведение
каменных приходских церквей взамен утраченных деревянных. К сожалению
многие из них не дошли до нашего времени, оставив наше
архитектурно-культурное наследие обедненным.
Церковь в д. Поток. Цветное фото Юрлов В.А.
В начале статьи Село Званы (Великий Двор). Михайловская церковь и усадьба Кобылиных на фоне Санкт-Петербургского шлюза.
Фото 1865 года.
Л.А. Старовойтов, краевед