В ы п у с к  № 23(127)   июнь  2012   года       Пишите нам: gorozhanin_bok@mail.ru

Из истории родного края

1. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ АНТОНИЕВО-ДЫМСКОГО МОНАСТЫРЯ

2.  НОВАЯ КНИГА КРАЕВЕДА СТАРОВОЙТОВА Л. А.

Сейчас в стране возрождается церковная жизнь, хотя ещё каких-то пару десятков  лет наша страна проповедовала атеизм. Историей церкви, в основном  занимались священнослужители, реставраторы, строители, историки, да энтузиасты.

Слава Богу, этот период закончился и сегодня, мы можем не только обсуждать вопросы церкви в обществе, но и влиять на неё, а  правительство России своим распоряжением  от 28 января 2012 года № 84-р утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных школах страны.

Сегодня мы публикуем некоторые  малоизвестные  факты из истории Антониево-Дымского монастыря, который в наши дни обрёл второе дыхание и усердием церкви  активно возрождается. Материалы собирал известный в архитектурных кругах реставратор Евгений Варакин. Мы   публикуем этот материал без каких – либо правок. Все факты поданы нами так, как это изложено у автора. Думаем, что  материал вызовёт интерес у читателя, хотя  и датируется 2002 годом.

АНСАМБЛЬ АНТОНИЕВО-ДЫМСКОГО МОНАСТЫРЯ ХIII -ХХ вв.

Краткая справка 1917-2001 г.

Самый древний монастырь СПБ епархии в 1655-1870-х гг. был отстроен в кирпиче и камне. В конце 1900-х годов в усадьбе на площади 5,8 десятин (всего 326,8 десятин) располагалось 20 зданий и 23 хозяйственных постройки для 10 монахов и 14 послушников (страховка 1910 г., игумен Серафим, ЦГИА).

  1. После революции в зданиях разместилась артель «Красный броневик», которая разбирала здания для продажи кирпича. Однако,  собор Казанской Б.М. действовал, как  приходской до Пасхи 1937 г. (сведения Марии Чижовой, опрос проведён  в 1980 г.). Последний иеромонах обители о. Иов был убит тогда же. В 1922-24 гг. были увезены драгметаллы (ЛОГАВ) и  колокола, но вся обитель еще имела ограду и 4 башни (Мария, р. 1915 г., опрос  проведён  в  1983 г.).
    В 1938 г. опись перечисляет каменный собор, 2 корпуса  (игуменский и гостиничный) и только 1 башню. Музей предполагал охранять резной крест, семь икон, шляпу преп.
    Антония (Архив Департамент охраны памятников Ленобл.). То  есть     к этому времени зафиксированы утраты как минимум 3-х башен (и, видимо, части других строений).
  2. Во второй период XX в. учреждения - арендаторы быстро менялись:

1939-41 гг. - мастерская механизации.  В  соборе 1942 г.        - эвакогоспиталь №15/17 (Гошин, опрос проведён  в 1988 г.) 1943 г.  - пионер лагерь «Тихвинец» (Павлов А.В., опрос проведён  в  1990г.). Далее, до  1953  г.  - правление с/х артели  «Красный броневик»  Галичского с/с и общежитие торфоразработок (инженер Зандер, 1951г.). Решением облисполкома и Совмина СССР от 20.04.1951 г. здесь планировалось создать Тихвинскую школу механизации и новый соц. городок на 100 чел.  Школа  механизации была создана только в 1953 г. без строительства новых зданий и соц. городка. В соборе были установлены станки, а на втором этаже - склад металла.

С 1956 г. в ансамбле разместили «Дымский дом инвалидов», но директора Ивашкин П. В., (1956 г.), Иванов П. И.(1957 г.), Кремнев А. Т. (1958 г.) не знали, как использовать и ремонтировать собор 1655 г. Около 1957 г. в 12 часов ночи обрушилась часть собора и директор приказал тросами тракторов развалить двухэтажный 4-х престольный собор. (Опрос нескольких местных жителей показал, что это был директор Проскуряков А. И., но по нашим данным он был при должности с 13.04.1964 г., когда собора уже не было).

В начале 1960-х гг. деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи к. XVIII в. был разобран и перевезен в дер. Дыми, а в 1970 г. - в Бокситогорск, как сарай на рынке, а иконы попали к жителям дер. Дыми (Большаков Е.П., опрос проведён  в  1990 г.). В 1964 г. построена новая баня-прачечная, котельная для парового отопления и к 1974 г. было построено 2 двухэтажных жилых дома из силикатного кирпича для персонала в Северо-Восточном углу обители (в 1999-2000 гг. пустуют) (Подручников И. А. , опрос  проведён  в  1989 г.). Обследование 1976 г. выявило, что в игуменских кельях 1846 г. и гостиничных кельях 1867 г. находился «Дымский психинтернат»; а колокольня 1790-х (остатки ансамбля собора) не использовалась. Полукаменный двухэтажный дом для рабочих 1850-1910 гг. (по дороге к озеру) использовался под жилье. На территории сохранились 2 березовые аллеи, мощенные камнем, и по сведениям Вахрушевой Екатерины Васильевны (р. 1903 г.) - сохранялись мощи преп. Антония, которые и ушли под колокольню (исследования 1976 г. и опрос 1988г., Е.В.).

Фрагменты каменных надгробий с монастырского кладбища, в частности - с плитой княгини Ширинской-Шихматовой (+1870 г.) были выявлены близ озера (по-видимому, эту плиту перенесли от собора). Фотосъемку плиты успели выполнить около 1986 г.

В 1982 г. новый хозяин бывшего монастырского комплекса Бокситогорское объединение «Глинозем» открыл  здесь базу отдыха «Чайка», произвел ремонт гостиничных келий (пристроен туалетный блок и построены - баня, пекарня, склад угля, установлены боны для проката лодок). А игуменские кельи с этого времени стали пустовать и разрушаться.

III. После установки креста на озере у камня в 1994 г. и передачи ансамбля Тихвинскому монастырю 30.01. 1997 г. как с/х подворья, использовался только 1 корпус - гостиничный с новым домовым храмом.

Насельники обители менялись: монах Стефан (Васильев), монах Владимир (художник-ассириец из Киева, после оказавшийся начальником Палеостровского монастыря в Заонежье), позднее - Варлаам (в миру белорусский писатель Владимир Костромской), потом - Варфоломей, (ранее трудившийся где-то на Чукотке и заработавший там на Волгу, очень полезную при поездках для реставрации в Дымской обители), а ныне -послушник Аркадий (с острым юмором, любитель моделей паровозов и создавший модель действующего парохода, который переплывает через Дымское озеро). Следует уточнить, монахи получили комплекс из 2-х аварийно - руинированных зданий и 1-го пригодного к проживанию и службе. (Гостиные кельи).

К 7.07.1997 г. архитектурная мастерская Варакина Е.П., по благословению игумена Александра (Гордеева), выполнила проект воссоздания деревянного храма XVII в. по иконографии, но он не реализован (как и 2 других, заказанных игуменом почти одновременно - академику Беднику в фирме «Собор» и послушнице, подвизавшейся в монастыре в Тихвине за свечным киоском в храме «на Крылечке», якобы эстонке с архитектурным образованием - некоей Елизавете). В сложившийся ансамбль ХIХ в. новодельный рубленный клетский храм не вписывался и хорошо, что проект не был реализован...

В августе 2000 г. благодаря ктиторам из Москвы и Светогорска по благословению нового игумена Тихвинского монастыря о. Евфимия (и усердием доверенного лица ктиторов - того же монаха Стефана) начаты - реставрация колокольни, установка шпиля с крестом, раскопки собора (с октября по июль 2001г.) и реконструкция пустующей котельной под новый оригинального облика малый храм

(подрядчик, он же незаурядный зодчий - самоучка Селиванов В Ф., тихвинец).

По проекту реставратора Евгения Варакина, (на основе выявленных в архивах документов, особенно - фотосъемки 1951 - 60-х гг. и по данным раскрытых в археологическом раскопе) восстанавливается двухярусный 4-х престольный храм - собор Казанской Б.М с достоверным обликом на вторую половину XIX - середину XX веков. Несколько каменщиков под руководством Владимира Федоровича Селиванова ныне выполняют на раскопанных древних фундаментах кирпичную кладку мощных стен I этажа этого храма.

Благодаря найденным архивным сведениям нач. XVIII в. о мощах преподобного в подклети, возникла необходимость продолжить церковно -археологические исследования. По благословению игумена о. Евфимия в июне - июле 2001 г. эти работы выполняли археолог преподаватель СПб Духовной Семинарии игумен о. Никон, тихвинские монахи. Под спудом - плитой были обретены мощи - останки захоронения. После освидетельствования епархиальной комиссией - мощи преподобного Атония Дымского торжественно перенесены в особом саркофаге в Успенский собор Тихвина

20 мая 2002 г.                                             Е. Варакин, архитектор-реставратор


Новая книга пикалевского краеведа

Совсем недавно вышла в свет новая книга пикалевского краеведа Леонида Алексеевича Старовойтова «Очерки истории и культуры Тихвинского края. Часть V. XIX век». В конце апреля в пикалевской центральной библиотеке состоялась ее презентация, в которой приняли участие автор, преподаватели музыкального отделения пикалевской детской школы искусств и работники библиотеки.

Новое издание является продолжением ранее опубликованных выпусков Очерков истории и культуры Тихвинского края», охватывающих период истории с древнейших времен до XVIII века. В пятую часть вошли главы, посвященные времени правления Александра I, Отечественной войне 1812 года, строительству и эксплуатации Тихвинской водной системы, положению дворянства и крестьянства на закате крепостничества, творчеству выдающихся личностей — светочей Тихвинского края. Представляя свою работу, Леонид Алексеевич отметил, что основной задачей было «найти те факты, которые давно забылись».

В своем поиске автор использовал большое количество дореволюционных изданий, которые в настоящее время стали доступны в электронном виде. Книга содержит более 300 ссылок на различные источники. Ценным материалом для изучения истории края, по словам Леонида Алексеевича, являются памятные книжки Новгородской губернии (57 выпусков), общий штат Российской империи и другие издания. Обращаясь к ним, мы можем узнать об основных важных событиях прошлого, восстановить в памяти многие имена.

В сражениях Отечественной войны 1812 года и заграничном походе русской армии в 1813– 1814 годах принимали участие тихвинские ополченцы. Имена некоторых ветеранов войны 1812 года тихвинского края можно найти в сборнике В. Шереметевского «Русский провинциальный некрополь». Так, владелец усадьбы Аринино, ополченец майор В. М. Мартьянов похоронен на кладбище воскресенского Лученского погоста (ныне г. Пикалево). В деревне Окулово, на кладбище Озерского Михайловского погоста, находится могила ветерана войны 1812 года А. М. Зиновьева. На кладбище села Пярдомля (ныне г. Бокситогорск) обрели свой последний приют ветераны- ополченцы поручик И. А. Головцын и подпоручик В. А. Головцын.

В очерке «Тихвинская водная система» автор пишет о непосредственных руководителях строительства водного пути, представителях инженерной службы, организации обслуживания системы после открытия судоходства. Краевед дает свои пояснения к названиям шлюзов. Всего Тихвинская водная система насчитывала 62 шлюза, 57 из них — от Полтавского (у деревни Астрачи) до Варшавского (на реке Горюн) — находились в пределах нынешнего Бокситогорского района.

С Тихвинской землей связаны имена писателей и поэтов, фольклористов и ученых, художников и музыкантов. Леонид Алексеевич наряду с людьми выдающимися знакомит нас со многими достойными представителями провинциальной культуры. Он рассказывает о писателе Н. А. Мышецком, поэте А. А. Крылове, детской писательнице и педагоге Н. А. Дестунис, малоизвестных нашим современникам. Автор дополняет интересными фактами биографии знаменитых тихвинцев — археографа Я. И. Бередникова, художников П. Е. Заболотского и П. П. Заболотского, великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Выступая перед собравшимися на презентации, Л. А. Старовойтов поделился своими планами. Следующий его очерк — о великих реформах Александра II по отмене крепостного права.

Мы желаем нашему уважаемому краеведу плодотворной работы, осуществления всего задуманного, новых встреч с читателями.

Н. И. СКИДАНОВА, заведующая общим отделом МУ ПЦБ

Фото автора.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 HotLog


    ПОГОДА  В  БОКСИТОГОРСКЕ  ЩЁЛКНИТЕ    
  Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100
Хостинг от uCoz