читать
Выпуск 27 (184) июль 2013 года
• Город
ОПРОСЫ. ДОВЕРЯТЬ ЛИ ИМ?
Верить ли опросам и социологическим исследованиям в наше время? Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение для принятия важных и ответственных решений в различных сферах нашей жизни. Поэтому при изучении общественного мнения необходимо учитывать ряд обстоятельств: кем они проводятся, с какой целью, где будут использоваться, как составлены вопросы, на кого рассчитаны эти исследования, кто их заказывал и так далее.
К написанию этого материала меня подтолкнуло одно маленькое событие из жизни нашего города. Совет депутатов недавно рассматривал обращение коммунистов по присвоению, строящемуся физкультурно-оздоровительному комплексу (ФОК) имени Б.М. Максименко. Ответ депутатов был отрицательный. В качестве одного из аргументов отказа звучало мнение о том, что за присвоение имени Максименко голосовало мало народа. Чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь, поясню. Сайт «ГорожанинЪ» по просьбе коммунистов, проводил опрос на эту тему – проголосовало 32 человека.
Этот аргумент, по меньшей мере, не корректен. Социологические опросы не могут быть массовыми – это не выборы. Даже крупные центры «Левада-Центр», ВЦИОМ, АиФ и другие в лучшем случае опрашивают 1000-1500 человек из 140 миллионной аудитории россиян. Здесь важен «крен» этих опросов, куда, в какую сторону он склоняется, участие в опросе различных социальных групп, а не количество проголосовавших. Как правило, участники опросов и исследований представляют разные социальные группы населения, поэтому здесь будет сложно обвинить тех, кто проводит опросы, в предвзятости. Не важно, (условно) пять человек проголосовало (участвовало в опросе), или тысяча, на конечном результате это мало скажется. По процентному соотношению всегда становится ясно, кому отдают предпочтение участники опроса. Поэтому, ответ опросов всегда дают в процентах. Единственное, с чем нельзя не согласиться: чем больше голосующих, тем меньше погрешность.
На этом наглядном примере мы видим: как могут использоваться опросы в политических и иных целях. Зачастую они становятся элементами нешуточной борьбы, особенно в период выборных кампаний.
Так
можно ли доверять этим опросам или нет? Здесь дело «вкуса» каждого.
Прежде всего, нужно знать, что все институты и крупные центры,
проводящие опросы и исследования, занимаются элементарным зарабатыванием
денег и в ходе кампании подправляют, прежде всего, свои рейтинги.
Однако серьезный институт никогда не скрывает своих заказчиков.
Как правило, сенсационные данные выдают, так называемые, несерьезные
институты, компании и социологические центры. Они быстро появляются и
после оглашения сенсационных данных так же быстро исчезают. Поэтому,
можно смело сказать, что опросы, проводимые различными сайтами,
практически ничем не отличаются от исследований, проводимых серьёзными
организациями. Здесь более-менее известно, что исследование проводят
сами читатели кликом мышки. Но, всё же, серьёзные исследования лучше
заказать, серьёзным организациям, они никогда не пойдут на подделку
своих результатов, а вот сомнительного свойства центры и организации,
могут за определенную мзду обнародовать любые результаты.
Сегодня любой социологический опрос может заказать, кто угодно, имей только деньги, повод и желание. Как правило, социологические центры являются коммерческими структурами, заинтересованными в зарабатывании этих самых денег, поэтому отказа не будет даже частному лицу.
В нашей стране, к подобного рода опросам, прибегают ещё крайне редко. Хотя крупные компании это делают регулярно. Сам совсем недавно «подвергся» подробному «допросу» одной из них – оператора мобильной связи. Правда, вопросы мне совсем не понравились. Вспомните, а сколько «макулатуры» появляется в наших почтовых ящиках в период выборных кампаний. И в каждом печатном издании публикуются опросы общественного мнения от солидных социологических центров. Интересно их сравнивать и увидеть, что каждая партия (кандидат), на один и тот же вопрос, получают итоговый результат в свою пользу.
На Западе основными заказчиками соцопросов, как правило, выступают средства массовой информации, власть и наиболее продвинутые кандидаты, их результаты становятся предметом публичного обсуждения. Опросами умело пользуются, манипулируют людьми, «давят» на кандидатов.
Обратимся к последнему опросу, проводимому нашим изданием. Мы спрашивали читателей: «Как сделать город чище?» Сказать, что произошло какое-то открытие, нельзя. Люди предлагают вполне очевидные, в этом случае, вещи. По мнению горожан, для того, чтобы навести порядок в среде нашего обитания, не требуется никаких дополнительных усилий, а как минимум соблюсти два условия – перестать мусорить и найти для города хорошего завхоза, человека неравнодушного и, в прямом смысле слова, «чистюлю». Горожане признают, что мусор создаём мы сами, и 38,9 % респондентов призывают не мусорить. Другую часть проблемы отдают организационным вопросам, точнее человеческому фактору. У «руля» городского хозяйства должен быть неравнодушный человек, а проще завхоз.
Настораживает в опросе лишь то, что более 11% считают, что городу уже ничего не поможет. Безнадёга, какая – то. Горожане не считают, что при наведении порядка, нужно шире применять административные меры. За них высказывается 5,6 %. Видимо, не верят горожане и в силу воспитания, за это высказались тоже 5,6 %.
Из результатов опроса очевидна тенденция – нам нужно перестать мусорить самим и, по крайней мере, решать проблему кадров.