nov.html
    
читать

   Выпуск  34  (191)  сентябрь 2013 года

    Общество

ГЛАВНЫЕ СТРАХИ НАШЕГО  ГОРОДА

Сегодня мы решили поговорить о массовых страхах, присущих современному обществу. В роли  событий могут выступать различные кризисы, гражданские конфликты, глобализация мира, захват власти в стране, природные бедствия, вспышки эпидемий, угроза терроризма и другие. Не исключены и страхи перед глобальными катастрофами: массовое вымирание человечества или конец света. В своих рассуждениях опираться будем на исследования  учёных, социологических центров и свои собственные  опросы.

Феномен  массовых страхов перед негативными событиями, оцениваемыми в обществе, как катастрофы, достаточно хорошо изучен, накоплен большой опыт минимизации и ликвидации таких угроз. В  обществе может возникать и распространяться катастрофический тип мышления и сознания, приобретенный  из собственного опыта или полученный из культурных и социальных институтов. Отрицательную роль в формировании катастрофического мышления играют наши СМИ. Это видно невооружённым взглядом. Все новостные передачи по радио и телевидению, газеты, сплошь и рядом напичканы информацией о катастрофах и происшествиях. Поэтому в России наблюдается высокий уровень массовых страхов в обществе в целом и, высокий уровень катастрофического сознания в определенных группах и слоях населения страны.

 Все страхи условно можно разделить на  несколько групп. Не будем вдаваться в теорию вопроса, скажем лишь о признаках страхов. Страхи перед природными бедствиями, войной, голодом, снижением уровня жизни и анархией относятся к универсальным. Но существуют и такие страхи, образы которых меняются со временем. Примером может служить страх перед упадком нравственности. Форма и содержание этого страха менялись от одного периода к другому. Сегодня на Западе и в США признаются однополые браки, в России  придерживаются традиционных форм семьи. Идёт откровенное давление на нашу страну, но перед страхом вымирания, мы сопротивляемся этим тенденциям. Наше общество, из страха, не способно принять такую форму существования семьи.

 Страхи бывают  индивидуальные и массовые. Индивидуальные, или личностные, страхи вполне уникальны, они присущи каждому человеку в отдельности. Массовые же сложились в процессе социальной и культурной коммуникации общества. Этот вид страхов ориентирован на сложившуюся  в социальной среде ситуацию, поэтому  достаточно подвижен и динамичен.

 Как относиться к страхам? Прежде всего, стоит помнить, что страх, как бы это ни показалось парадоксальным, является необходимым условием нормального функционирования общества.  В древних сообществах действовал страх отлучения от сообщества. В  раннефеодальном  Кодексе  права «Русская правда» такой пункт существовал. За тяжкое преступление община могла изгнать своего соплеменника, отлучить его от семьи и родового места. В таких условиях человек мог и не выжить, что часто и случалось. Страх удерживал его от противоправных действий. Столь же древен такой  страх, как стыд. Сначала последний являлся прочной уздой, направлявшей человека по пути самообуздания. Но в России с некоторых пор отдельные формы  страха-стыда оказались поврежденными.  Случилось  это, скорее всего, в годы советской власти, когда население состояло в основном из горожан первого поколения, когда начался отток из сельской местности в города, в связи с индустриализацией. Причину этого учёные видят в маргинализации культуры  (Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей...). За этим последовало возвращение к непосредственным формам физического принуждения. В современной России государственная Дума взяла  крен на ужесточение наказаний и мер принуждения, забывая при этом опору на нравственные ценности россиян, в том числе и стыд. Однако, это не даёт гарантии, что ситуация выправится, наглядный пример, борьба  с преступностью. Ужесточение  наказания за езду в пьяном виде, увеличение штрафов за нарушение ПДД,  не привело к желаемым результатам. Люди потеряли страх-стыд, отсюда все беды. Нам уже глубоко плевать, что о нас думают соседи, коллеги по работе, какая «слава» у нас в обществе.

 Хотя известно, что страх оказывает влияние, стимулирует, а иногда определяет ту или иную линию поведения человека и сообщества. Страх, безусловно является стимулом к каким-то определенным действиям. Ярким  примером может служить страх перед массовым голодом, который в 1992 году испытывала половина населения России. Результатом стало расширение частных огородов. Таким образом, материализации страха удалось избежать. Сейчас страх прошёл и огороды побросали. Достаточно взглянуть на упадок земледелия вокруг города, в бывших совхозах.

Ответной реакцией на страх может стать либо конструктивное, либо разрушительное поведение. Страх, подчинённый  разуму, усиливает рациональные способности человека. Разрушительное поведение в ситуации страха связано с паническими типами реагирования на ситуацию. Иррациональные действия могут иметь катастрофические последствия. Следствием страха может быть и агрессия, нападение на источник страха. Иногда люди могут оставаться безразличными перед лицом опасности. Массовые настроения, проникнутые чувством апатии, безнадежности – важный  элемент процессов социальной демобилизации. Иногда если угроза касается общества, а не лично данного человека или его семьи, он остается пассивным. Два других типа пассивного реагирования на страхи – апатия  и эскапизм (индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий).

 Апатия наступает тогда, когда люди считают, что от них ничего не зависит и, что они ничего не могут сделать. Ярким примером апатии может служить нежелание людей ходить на выборы.  Эскапизм – крайняя  форма такой реакции, при которой люди игнорируют  угрозы и считают, что их не существует. Нежелание людей  покидать затапливаемые участки в период наводнений последних лет, яркое свидетельство эскапизма – авось пронесёт, уход от действительности в Интернет.

 Все  люди условно делятся на “получателей” страха, чье отношение к страху пассивно, и  “производителей”, способствующих созданию и распространению страхов. За  распространение различных страхов, как мы уже отмечали, ответственны средства массовой информации и доминирующие идеологии. Но, с другой стороны, отсутствие идеологии тоже может привести к печальным последствиям. Примером может служить советская идеология. В 20-е годы ждали преображения всей планеты — мировой революции, т.е. всеобщей катастрофы планетарного характера.  Во  времена Сталина населению внушался страх перед классовыми врагами и капиталистическим окружением. Одновременно эта идеология была способна поддерживать оптимизм среди значительной части населения.  В 30-е все население было убеждено в неминуемости новой войны. В 40-е произошла реальная катастрофа. В 50-е — 60-е боялись атомного Апокалипсиса. Постоянно поддерживался, то затухая, то обостряясь, страх перед голодом. Особенно боялись его в деревне. Страх голода переплетался со страхом перед войной.

Отсутствие же сильной официальной идеологии в посткоммунистической России – одна из главных причин распространения пессимизма, заметна демобилизующая функция страха,  страхи поддерживают процессы социальной демобилизации. После 1991 года люди стали испытывать страхи из-за пороков государственной машины. Более уязвимы деловые люди, политические деятели и журналисты. Их страхи ужасающе реальны. За два года в нашей стране были убиты не менее двухсот банкиров и деловых людей. Профессии вооруженного наемника и охранника стали очень популярны. Около миллиона мужчин вовлечены в этот род занятий. Простые граждане тоже боятся встречи с преступниками в своей повседневной жизни. В этом случае речь идет о социальном представлении. Журналисты боятся тех, кого затронули их статьи, деловые люди – рэкета  и конкурентов, избираемые кандидаты боятся друг друга, судьи – обвиняемых, полицейские – преступников, владельцы квартир – арендаторов и риэлторов.

Не праздный  вопрос: как долго это может продолжаться? Россияне, утомленные всеми этими ужасами, жаждут сильного лидера (к этому склоняются 70% населения ).

В России с 1989 по 1993 год быстро нарастали массовые страхи. Ожидались немыслимые бедствия: массовый голод, безработица, масштабные аварии на производствах. Обострялись страхи перед национальными конфликтами, распадом страны, гражданской войной.

Выделяется несколько пиков страха.

Таким образом, можно констатировать, что массовые настроения в России в этот период поменяли модальность с оптимистической на пессимистическую.

 Однако, россияне не хотели больше испытывать страх. Они перестали бояться государства. Авторитет государства и его важнейших учреждений резко упал. Как результат, возросла активность криминальных элементов. Соответственно, увеличился страх населения оказаться жертвой преступников. Вместе с тоталитарной идеологией ушла и мобилизационная функция страха.

 После финансового коллапса 1998 года настроения стали изменяться в сторону большего пессимизма. Страх и пессимизм – связка  в посттоталитарных российских страхах. В 1997 году только 16-20% надеялись улучшить свой уровень жизни. В течение 1998 года число оптимистов неуклонно сокращалось.

 Сегодня эмоциональная атмосфера в российском обществе тревожна. Анализ результатов исследования показывает, что с марта 1993 по март 1996 года от 38,5 до 43,2% опрошенных испытывают напряженность, раздражение. От 8,2 до 13,9% испытывают страх, тоску. В стране существует культурно-психологические основы для развития катастрофизма. Существуют и другие факторы. 59% считают, что западные государства хотят превратить Россию в колонию, 55% - что    Запад пытается привести Россию к распаду. В 1994 и 1995 годах 70% населения считало, что события ведут страну в тупик.

Катастрофические настроения наиболее сильны среди сторонников КПРФ: 80% ожидают развала экономики, 47% - государственного  переворота, 36%  -  гражданской   войны.

 Теперь по опросу, проводившемуся в течение двух месяцев нашим сайтом по теме: «Что вас страшит больше всего?». Результаты только подтверждают  выводы учёных и социологов. Казалось бы, чего бояться нам, в нашем «медвежьем» углу притока мигрантов? Однако, страх перед ними стоит на первом месте среди прочих страхов, 21,9 % респондентов именно его поставили на первое место. В городе наблюдаются элементы пессимизма и страх перед безнадёжным  будущим, за эти опасения проголосовало 15,6 % читателей. Беспокоит горожан упадок культуры – 9,4 %,  такой же процент голосовавших страшит увеличение агрессивности в обществе, оскудение деревни – основы и носителя наших духовных ценностей. Рост алкоголизма и наркомании постепенно уходят на задний план (6,3 % голосовавших). Эти же позиции занимают страхи перед отсутствием работы, наступлением старости, беспредел полиции.

Таким образом,  страхи в посттоталитарной России отличаются от тех, что были характерны для эпохи тоталитаризма. Страхи  перед природными катастрофами отступают на второй план. На первый план вышли социальные катастрофы. Возрастают страхи перед преступностью, безработицей, засильем гастарбайтеров, бедностью, возможностью возвращения к массовым репрессиям, падением нравов и упадком культуры. Прошлое более не является нормой и образцом для подражания. Соответственно, смещаются и страхи: они обращаются не в прошлое, а больше в будущее.

Фото: из Интернета



ПОГОДА В БОКСИТОГОРСКЕ    


Хостинг на,  uCoz