nov.html





читать

    Выпуск  48  (205)  декабрь 2013 года

    Из истории родного края

 ПОЧЕМУ  ТАК  НАЗВАНЫ?

       Варшавский шлюз Тихвинская водная система, задуманная Петром Великим, была открыта  в 1811 году во времена правления императора Александра I. При полном отсутствии железных дорог ещё в течение сорока лет в Российской империи, данное событие имело особое значение.  Санкт-Петербург получил прямое водное сообщение с Волгою, что способствовало доставке зарубежных товаров из столицы в глубь России. Ранее действующая Вышневолоцкая система пропускала суда только в одном направлении, к Петербургу. С введенной в строй в 1810 году Мариинской водной системой Тихвинская водная система на первом этапе своего существования успешно конкурировала ввиду своей меньшей протяженности. Все срочные товары обычно доставлялись по ней.

       Краеведами Бокситогорского района написано достаточно много по истории Тихвинской водной системы. Вместе с тем  в различного рода описаниях водной системы допускаются  многочисленные ошибки. В официальном сайте Бокситогорского муниципального района в разделе «История Бокситогорского района» утверждается, что на территории нынешнего Бокситогорского района находились 23 из 62 шлюзов Тихвинской водной системы. На самом деле на территории района было устроено 57 шлюзов, от Полтавского шлюза (№ 6) у деревни Астрача до Варшавского шлюза (№ 62) находящегося на месте впадения реки Горюн в реку Чагоду.

       Другая тиражируемая современными изданиями ошибка заключается в том, что Тихвинский канал и шлюзы якобы строились крепостными крестьянами, которых тысячами сгоняли со всех губерний России, и сотни их погибли на тяжкой работе. А в память о них шлюзы стали носить в народе название губерний, откуда якобы пригнали строителей  - крестьян (Нижегородский, Тамбовский, Ярославский и др.)[i].

        Подобные «исследования» были допустимы в советское время[ii], и нынешний их повтор является недобросовестным с исторической точки зрения. Имея письменные документы прошлого, нельзя ссылаться только на легенды, причем самого примитивного характера. Авторы подобных работ не задумывались о том, где же взять крепостных мужиков для строительства Иркутского, Томского или Тобольского шлюза, если их в Сибири вообще не было, а если бы были, то, как их оттуда доставить в Тихвинский край. Известно, что переселение в Сибирь крестьян занимало один - два года.       

        Строительство Тихвинского канала и шлюзов велось с привлечения работников по найму за определенную плату. Трудовое население в те времена не знало пособий по безработице, и было мобильно. Крестьяне-отходники, в том числе крепостные, тысячами каждый год отправлялись на заработки в Санкт-Петербург и другие города. С началом финансирования стройки у строителя Тихвинской водной системы Ф.П. Деволанта проблемы с наличием рабочей силы не было. На заработки шли крестьяне с ближних и дальних мест. Вырыли  в 1804 году канал, получили расчет и разошлись по домам. В этот год только с Соминской пристани в сторону Волги отошло 1239 лодок с 26 363 пассажирами на борту[iii], большинство из которых были крестьянами-отходниками. Глядя на эти цифры, можно попытаться представить, каким было село Сомино в летний период те далекие годы.

         После сооружения канала шлюзы на водной системе строились в течение сорока лет.        Главный строитель Тихвинской водной системы Франц Павлович Деволант  родом был из Голландии. При строительстве шлюзов первой очереди в верховьях Тихвинки в 1809-1811 гг., он дал им имена названий в основном западных российских городов. Так рядом с Рязанским шлюзом появились Витебский, Могилевский, Полоцкий, Рижский, Ревельский, Митавский, Виленский, Гродненский, Минский, Черниговский и Киевский шлюзы. Другие руководители строительства гидротехнических сооружений давали шлюзам имена северных и центральных русских губернских городов. Последним был сооружен Полтавский шлюз в 1851 году.[iv] Возведенные из дерева они на протяжении срока своей службы ремонтировались неоднократно, а иногда фактически отстраивались заново на том же месте.

         Названия трех шлюзов построенных в 1837-1838 гг. на реке Горюне, вытекающей из Вожанского озера и впадающей в реку Чагоду, являются исключениями.  Свои имена Остроленский, Кулевченский и Варшавский, они получили в честь побед, одержанных русской армией.

         В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русские войска одержали важную победу над турками 30 мая 1829 года у деревни Кулевча, расположенной на территории современной Болгарии. Здесь генерал И.И. Дибич, имея под своим командованием 18 тыс. солдат и офицеров, разбил 40-тысячную армию турок. Через два  с половиной месяца русская армия перешла Балканы и выходом к Константинополю победно завершила войну. Кстати, в данной войне участвовали наши земляки. Под Варной 10 сентября 1828 года погиб поручик гвардейского Егерского полка Апрелев Александр Петрович, сын генерал-лейтенанта Петра Сидоровича Апрелева, владельца деревень Овино и Заручевье Ильинского Сясьского погоста.

           Другой наш земляк, Тимирев Иван Иванович, отличился при захвате приморской крепости Месемврия, расположенной недалеко от Кулевчи, за что и получил медаль «За осаду Месемврии». Ныне его могильная плита находится в Колбеках рядом с памятником генерал-лейтенанту В.Д. Кренке. Кулевченский шлюз, таким образом, являлся памятником в честь доблестной победы русских войск на одном из полей русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

         В ходе польского восстания 1830-1831 гг. произошло несколько кровопролитных сражений, в ходе которых русские войска нанесли поражение полякам. Сражение под Остроленкой произошло 26 мая 1831 года, а в результате штурма 6 сентября 1831 года была взята Варшава. Эти события были отражены в названиях Остроленского и Варшавского шлюзов Тихвинской водной системы, сооруженных спустя 6-7 лет в период управления Департаментом водных сообщений графом Толем, участником данных событий.

         Все три шлюза сооруженные на реке Горюн имели самые большие размеры. До их строительства с Соминской пристани на Чагоду отправлялись суда грузоподъемностью до 200 пудов, а после ввода шлюзов в строй до 1200 – 1500 пудов. Требуемый уровень воды в Вожанском озере и на реке Горюн поддерживался с помощью плотин сооруженных при шлюзах. Количество судов проходящих через шлюзы за навигационный период, длившийся с мая по октябрь месяц, достигало до 5 000 в каждую из сторон.[v]

        В течение полутора вековой эксплуатации шлюзы неоднократно ремонтировались. Последний капитальный ремонт плотины Варшавского шлюза согласно паспортным данным был произведен в 1958 году. Ещё через два года в ряжевые ящики устоев плотины было подгружено 120 кубометров грунта. В 1965 году Тихвинская водная система была закрыта. Судопропускные рабочие проживавшие, как правило, с детства в казармах шлюзов, получили расчет и вынуждены были искать новые места обитания.

        С закрытием водной системы ворота шлюзов и сливы плотин были оставлены открытыми для пропуска вешней воды. Реки обмелели.  В течение нескольких лет гидротехнические сооружения системы разрушились полностью. Для потомков не осталось ни одного сохраненного в целости шлюза. В отличие от других народов мы исторической памятью не хотим обладать, поэтому и путаемся в осмыслении событий прошлого.


[i] Базарова М. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. - СПб., 2010.- С. 90.

[ii] Калинин М., Федяев А. Бокситогорск-Пикалево. – Л., 1983. – С. 56-57.

[iii] Истомина Э.Г. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века. – М., 1982. – С. 247.

[iv] Судоходный дорожник Европейской России. Ч. 2. – СПб., 1856. – С. 96.

[v] Там же. – С. 53-56.

Остроленский шлюзОстроленский шлюз

Остроленский шлюз


ПОГОДА  В  БОКСИТОГОРСКЕ •    

Хостинг на,  uCoz