КРЕПОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА
ДРЕВНЕЙ РУСИ
В далёком
1976
году я был участником категорийного (II
категория)
туристического
похода
по Вологодской
области.
Наш
маршрут пролегал по
глухим местам
от ж.д.
станции Чёбсара, близ Вологды, до
Белозерска. Его протяжённость составляла более 110 километров
в
условиях бездорожья. На нашем пути находились
более-менее крупные
населённые пункты - Сизьма, Колкач, Никольский Торжок, Ферапонтово.
Все они
сами по себе представляют немалый
интерес, имеют богатую историю,
но нашей
конечной целью всё же,
был Белозерск.
Кто
занимался
туризмом,
могут
себе
представить:
с
какими
сложностями
в
пути нам довелось
столкнуться. К тому же
это было
начало лета,
а май был холодным и
дождливым, от чего поля, дороги и
тропы
раскисли, реки наполнились водой. Кроме естественных препятствий, на
нашем пути
встречались и искусственные: отсутствие жилья, запасов воды, молочных продуктов, радио,
телевидения, прессы и многого другого, к чему
человек привык в обыденной жизни. После 10 дней бездорожья, при виде
асфальта, мы все
невольно повалились на него и стали целовать, разбросав рюкзаки. Мы так
соскучились и устали от многодневного пути, что не стеснялись своих
эмоций.
Однако, всё
это не мешало нам наблюдать и красоты
местного края, изучать его флору и фауну, посещать местные музеи,
ловить рыбу,
знакомиться с людьми в населённых пунктах. От этого похода осталась
масса
впечатлений, записок и фотографий о чём я расскажу позже. А пока,
конечная цель нашего
путешествия… БЕЛОЗЕРСК. В то время это был тихий, заштатный
городок СССР с
размеренной жизнью, не избалованный массовым
появлением туристов, с
труднодоступным сообщением, но чистыми и светлыми водоёмами, добрыми и
отзывчивыми людьми бережно хранящими свою историю и маленькую родину.
Тем не менее, город Белозерск
один из
древнейших городов России, сохранившийся почти в первозданном виде. Он меньше других городов подвергся грабежам и разорению врагов. Датой
его основания
считается
862 год.
В
настоящее время это
районный
центр Белозерского
района Вологодской области (северо-запад
области).
Расположен город на
южном берегу Белого озера. Расстояние
от
областного центра по автодороге
Вологда — Белозерск (по трассе
Вологда — Новая Ладога, далее
по
автодороге Череповец —
Белозерск) — 214 км.
Белозерск не имеет железнодорожного
сообщения,
ближайшая
железнодорожная
станция Череповец. Между областным центром —
городом Вологда и городом Белозерском имеется регулярное автобусное
сообщение.
Белое озеро
дало
название
краю и его
столице — древнейшему городу
Севера
России —
Белозерску. Существует гипотеза,
что
первоначально
Белозерск располагался
на
северном берегу Белого озера,
у нынешней деревни Киснемы. Первыми
его насельниками
летописец называет
племя весь —
одно из финно-угорских племен
и
славяне ильменские,
вместе с другими славянскими и финскими племенами Севера. «Сказание о призвании
Варягов» сообщает
о вокняжении
на
Белоозере Синеуса, брата Рюрика
и Трувора,
но он правил недолго, лишь два года. После его смерти
городом правил
Трувор, когда же
последний
через год скончался,
Белозерск
перешел
к
Рюрику, который
владел им 17 лет, вверив
управление им наместникам-боярам.
С конца ХI
в. Белоозеро входило
в
состав Ростово-Суздальской земли.
Благодаря своему удаленному Географическому
положению он в 1238 году
избежал монголо-татарского разгрома и послужил убежищем для Ростовского епископа Кирилла.
Возвращаясь
из
Белоозера после ухода
татар, Кирилл подобрал на р. Сити
обезглавленное тело великого
князя Юрия Всеволодовича,
погибшего
в
бою с
татарами, и привез его для погребения
в Ростов.
После гибели
князя
Белозерье
обособилось
от
Ростовского княжества
в самостоятельное.
Белозерский стол
получил Глеб Василькович (1237 — 1278 гг.) — годовалый
сын князя Василька
Константиновича,
взятого в плен
на Сити, а затем казненного татарами.
Глеб прибыл
на Белоозеро
и вступил во владение лишь после
достижения совершеннолетия.
Князем был основан Троицкий монастырь, располагавшийся
в
непосредственной близи
от
Белоозера.
Вероятно, наступление
вод Белого озера
вызвало
повеление
князя
Владимира перенести город
на исток р. Шексны, в район нынешнего посада Крохино.
Здесь,
в месте истока
реки
Шексны
из Белого озера,
город,
основанный в IХ
веке, названный, как и
прежний Белоозеро,
просуществовал до
упадка.
Начало упадка приходится
на 1352 год. Страшные эпидемии, чума
и
неоднократные нападения
новгородцев
опустошили город. Часть
оставшегося
в
живых населения
в конце
ХIV века переселилась к
западу, где в
это время
возникает новый
город —
Белоозеро. По
некоторым данным
на
месте современного Белозерска еще
до возникновения города существовало
княжеское поселение, датируемое XII—XIII веком. Старый город
запустел и постепенно
трансформировался в посад Крохино.
Белозерское княжество сохраняло
независимость до начала 1380-х годов, когда после гибели
на Куликовом
поле белозерских князей старшей линии, оно перешло
под
власть
московского великого князя Дмитрия Ивановича
Донского, что было
закреплено
в
его завещании 1389г., сыну
Андрею.
С
этого времени
заканчивается
политическая самостоятельность Белозерского княжества.
В
1486
году князь
Михаил
Андреевич
передал
Белозерье
Ивану
III, край
стал
уездом
единого
Русского государства.
Местные князья —
Глебовичи — постепенно превратились
в
обычных вотчинников.
Иоанн III
обращал пристальное внимание на
город Белоозеро. В
1487 году Белозерск был укреплен
и стал сильной крепостью
для
защиты северных
рубежей
Руси.
Ныне
от могучего укрепления
сохранились
только земляные валы
и местами глубокий высохший ров.
При Иоанне Грозном процветание
города
продолжалось. В 1553 году в Белозерске была
построена каменная церковь
Успения.
Застройка
в
это время
простиралась
более,
чем на три
километра.
Сам город вскоре вошел в
состав
опричнины,
стал
личным
владением
царя
Иоанна
Грозного
и
превратился
в место
ссылки неугодных ему князей, бояр
и иных политических противников.
Фото 1976 года, ниже цветное этих дней
В ХVI столетии
город
Белоозеро был значительным
торгово-ремесленным
центром на Севере России.
В начале 1570-х
годов
многие районы страны
захватил
«мор» (видимо, чума)
и голод. «Моровое поветрие» Захватило и Вологодско-Белозерский район. Запустело
до 50%
селений езовых
(рыболовецких) дворцовых волостей
Белозерского уезда. Как отмечает публикуемая дозорная книга, вымерла
значительная часть населения
и в г. Белоозере.
С
лета — осени 1612 года, когда
основные военные
силы северных городов
влились в ополчение Козьмы
Минина и
Дмитрия Пожарского
и шли
к
Москве, чтобы освободить столицу
от
интервентов, польско-литовские и
казачьи отряды
хлынули
на Север
с целью грабежа
и наживы. Первым из северных городов
пострадало
Белоозеро.10 июля
город
был взят
без боя. Из 150 имевшихся
на Белоозере стрельцов
100 человек
было
послано
на череповецкую засеку «для оберегания от воровских же
людей». Воевода
Степан Чепчугов
бежал
под защиту
стен
и
гарнизона Кирилло-Белозерского монастыря. Брошенные
на произвол судьбы
жители в страхе разбежались. Город был разорен, значительная
часть его
выжжена, население ограблено, часть
перебито.
Казачьи и
польско-литовские отряды разоряли Белозерский
край до 1620 года.
В начале ХVIII века
Белоозеро
становится центром провинции, входящей
в
состав Санкт-Петербургской
губернии и управляется
магистратом, который состоял, главным образом, из купцов.
Петр Великий,
побывав
в
Белоозере,
и,
обследовав
Белое
озеро, высказал мысль
о
строительстве обводного канала,
который
бы надежно соединил Балтийское море
с Каспийским.
Однако его сооружение началось значительно позже.
В 1727 году Белоозеро вошел
в состав
Новгородской губернии, а с 1777 года
стал уездным городом
этой губернии. Именно тогда древний город Белоозеро и получил
свое новое
наименование — Белозерск.
В 1778 году для города
Белозерска,
как и для
всех Российских городов,
был разработан
регулярный
генеральный план высочайше
конформированный Екатериной II. Согласно этому плану вся
территория города
разбивалась прямоугольной сеткой улиц на кварталы.
При существующих
церквях
выделялись площади. Планировочная
структура,
заложенная
в генеральном
плане 1778 года,
сохранилась до настоящего времени.
На
протяжении ХVIII в
заметно оживилось
экономическое и
культурное развитие Белозерска. Здесь строятся
каменные
торговые
ряды, двухэтажные
здания,
каменный
мост
через ров.
При церквях стали
открываться школы.
В
1778 году
открылась
духовная
семинария,
позже —
городское училище для
мальчиков и
женское училище,
на
базе которого
была создана женская
гимназия. В 1810
году было
закончено строительство
Мариинской
водной
системы,
в которую
позже вошел
и Белозерский
обводной канал
протяженностью вдоль южного берега Белого озера.
Строительство канала
осуществлялось
в 1843—46
годах. Соединив Шексну
с Ковжей,
канал позволил проводить суда
в
безопасности от
бурь на
Белом озере. От озера канал отделен
узкой земляной дамбой, которая защищает суда от
набегающих на
берег огромных штормовых волн.
В
Белозерске, на
дамбе у выхода
в озеро в 1846 году
в честь открытия канала воздвигнут обелиск.
Мариинская система
несколько
оживила
хозяйственную
деятельность
в Белозерске
и во
всем уезде. Однако железная дорога
Санкт-Петербург – Вологда подорвала
значение
Мариинской
системы, а это,
в свою
очередь, неблагоприятно
отразилось на
развитии города. Оказавшись далеко
в
стороне от
новых экономических
центров и новых путей сообщения,
Белозерск
остановился
в
своем
развитии
и
постепенно превратился
в
глухой провинциальный город, известный,
главным образом, своим славным
историческим прошлым.
В конце XIX века
в
городе проживало
около 4,5 тыс. чел,
из них
3,5 тыс. чел. относилось
к
сословию мещан. В городе насчитывалось
790
домов, 108
лавок, 17 православных церквей,
2 часовни, еврейская молельня, больница,
4-х классное
духовное училище,
женская
прогимназия,
городское
училище и два приходских.
Основными отраслями
хозяйства
были
рыболовство, судоходство, а также кружевное
вязание. Торговля и промышленность были незначительны.
По переписи
1897 года
население Белозерска составляло 5 тыс. человек,
к 1917 году оно
увеличилось лишь до 6 тыс. чел.
В настоящее время
Белозерск
является центром одноименного района Вологодской области
(с 1937 года) и пристанью на
Волго-Балтийском водном
пути в 118 км от
железнодорожной
станции Череповец (на юге)
и 224
км от ж/д станции
Вологда (на юго-востоке).
С Вологдой
и Череповцом г. Белозерск связан
автотранспортным сообщением.
Кроме того, в
Белозерске существует взлетно-посадочная
полоса,
однако,
регулярных
авиарейсов
в
настоящее время нет. Сеть ближайших
населенных пунктов редкая, с населением в среднем
около
100 человек на 1 кв. км.
Современная численность
населения
города
Белозерска —
11 тыс.
человек. В городе сосредоточены
судоремонтные мастерские, леспромхоз, лесхоз и другие
предприятия,
связанные с переработкой лесных
и сельскохозяйственных ресурсов
и ремонтом судов и сельскохозяйственной техники.
За последние
годы Белозерск стал местом притяжения многочисленных групп туристов,
желающих ознакомиться
с древним городом и его достопримечательностями,
а также
с живописным Белым озером и его побережьем.
Посетите, не пожалеете.
В подготовке материала
использован сайт Белозерской администрации