В ы п у с к  № 5(58)   январь   2011   года   Пишите нам: gorozhanin_bok@mail.ru

             Топонимика местного края
             ДЫМСКОЕ ОЗЕРО

      Мы часто проезжаем мимо населённого пункта Дыми, когда едем из Бокситогорска в сторону Санкт-Петербурга. А задумываемся ли мы, откуда оно произошло?

      Исторические источники оставили нам множество свидетельств происхождения этого топонима. Наше повествование начнём со ссылок на местных краеведов. Вот как поясняют топоним Дыми А. Федяев и М. Калинин в своей книге «Бокситогорск – Пикалёво» на стр. 53. «Самое старое поселение района, которое упоминается в летописи, - деревня Дыми, недалеко от Дымского озера. Дата основания Дымского погоста – 1242 год (древние погосты – это крупные сёла, центры нескольких деревень). Название деревни Дыми идёт, по-видимому, от обычая брать подати «с дыма» - с каждой семьи, пользовавшейся печью».

      А вот какую трактовку топонима Дыми даёт в своём словаре географических названий Ленинградской области «Знаете ли Вы?» наш земляк С. В. Кисловской: «Дыми – деревня в Бокситогорском районе в 17 км к юго-востоку от Тихвина, близ ж.-д. станции на линии Ленинград – Вологда. От старинного слова «дым», означающего отдельное домохозяйство, с которого в Древней Руси взималась подать».

      В общем, смысл один и тот же.

      А откуда произошло название – Дымское озеро? Почему его так называют?

      Некоторые и сейчас полагают, что происхождение топонима Дымское озеро напрямую связано с населённым пунктом Дыми, так как оно находится рядом с ним. Об этом повествуют и краеведы А. Федяев, М. Калинин, С. Кисловской, не вдаваясь особо в объяснение топонима.

      Однако, как мне кажется, это не совсем так или совсем не так. Вот в этом нам и предстоит разобраться.

      В поисках ответа мне пришлось «перелопатить» уйму литературы, касаемо Дымского озера. Изучению подверглись все доступные источники по истории Новгородских земель от летописей до карт. С «пристрастием» читал исследования православных писателей, в частности Коняева Н. «Озеро, где исполняются молитвы», Белобровой О. А. «Две редакции жития Антония Дымского», и других.

      Что-то подсказывало, что разгадку нужно искать именно там. Ни Федяеву с Калининым, ни Кисловскому в пору «расцвета» советской власти были ещё недоступны источники святой церкви и они описали происхождение топонимов, так, как было принято тогда, не особо задумываясь над тем, что Антониево-Дымский монастырь возродится и станет опять притягательным местом для многих православных и, что со всех концов нашей необъятной Родины сюда потянутся люди.

      С девяностых годов прошлого столетия появились новые исследования по Антониево-Дымскому монастырю, новые данные. Вот их то я и использовал в своих рассуждениях.

      Оттолкнёмся от того, что Деревня Дыми появилась на карте в 1242 году, в год Ледового побоища Александра Невского с немецкими рыцарями на Чудском озере, а Антоний Дымский появился на берегах Дымского озера примерно в это же время, год спустя.

      Но в житие Антония Дымского подчёркивается, что место, куда пришёл Антоний было пустынным, тихим и безлюдным. «…наставляемый Богом преподобный Антоний остановился здесь, ибо обрёл то, чего желал: окружённая густыми лесами, освежаемая небольшим озером и полная ненарушимой тишины, пустыня дышала глубоким безмолвием…».

      Далее, у А. Дёмкина в статье «Описание целебных святых источников в Ленинградской области я нашел такое повествование: «Впоследствии в 1243 году в поисках молитвенного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов - дымей, бывавшим над озером. Антоний, здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келью на холме, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды».

      А это значит, что ни погоста, ни другого поселения к которому можно применить понятие «дым» (в смысле населённого пункта) рядом с Дымским озером не было.

      В подкрепление значения «дым», в смысле «туман», в толковом словаре В. И. Даля находим - «…дымный, продымленный; дымящийся; полный дыму; туманный или покрытый густыми испареньями, будто дымом».

      А помните, какие туманы (дымы) бывают у нас в апреле и августе в районе п. Сельхозтехника, д. Дыми, Дымского озера, возле виадука близ д. Галично?! Они таковы, что даже на вытянутую руку невозможно разглядеть пальцы на руке. В такие туманы (дымы) я попадал неоднократно, попадали и те, кто часто сидит за рулём автомобиля и проезжает по этим местам ранним утром. В низине в д. Дыми, машины останавливаются на вынужденную стоянку из-за этих туманов (дымей).

       Поэтому, нам кажется, что надо поставить под сомнение утверждение наших краеведов прошлого века, что эти топонимы тождественны. По крайней мере, у нас есть сомнения.

Ждём откликов и возражений.

Ранее об Антониево-Дымском монастыре мы писали здесь.






Rambler's Top100


Хостинг от uCoz