В ы п у с к № 5(58)
январь 2011 года
Пишите нам: gorozhanin_bok@mail.ru
●Топонимика местного края ДЫМСКОЕ ОЗЕРО
Мы часто проезжаем мимо населённого пункта Дыми, когда едем из Бокситогорска в сторону Санкт-Петербурга.
А задумываемся ли мы, откуда оно произошло?
Исторические источники оставили нам множество свидетельств происхождения этого топонима.
Наше повествование начнём со ссылок на местных краеведов. Вот как поясняют топоним Дыми А. Федяев и М. Калинин в своей книге
«Бокситогорск – Пикалёво» на стр. 53. «Самое старое поселение района, которое упоминается в летописи, - деревня Дыми, недалеко
от Дымского озера. Дата основания Дымского погоста – 1242 год (древние погосты – это крупные сёла, центры нескольких деревень).
Название деревни Дыми идёт, по-видимому, от обычая брать подати «с дыма» - с каждой семьи, пользовавшейся печью».
А вот какую трактовку топонима Дыми даёт в своём словаре географических названий Ленинградской области
«Знаете ли Вы?» наш земляк С. В. Кисловской: «Дыми – деревня в Бокситогорском районе в 17 км к юго-востоку
от Тихвина, близ ж.-д. станции на линии Ленинград – Вологда.
От старинного слова «дым», означающего отдельное домохозяйство, с которого в Древней Руси взималась подать».
В общем, смысл один и тот же.
А откуда произошло название – Дымское озеро? Почему его так называют?
Некоторые и сейчас полагают, что происхождение топонима Дымское озеро напрямую связано
с населённым пунктом Дыми, так как оно находится рядом с ним. Об этом повествуют и краеведы
А. Федяев, М. Калинин, С. Кисловской, не вдаваясь особо в объяснение топонима.
Однако, как мне кажется, это не совсем так или совсем не так. Вот в этом нам и предстоит разобраться.
В поисках ответа мне пришлось «перелопатить» уйму литературы, касаемо Дымского озера. Изучению
подверглись все доступные источники по истории Новгородских земель от летописей до карт. С «пристрастием» читал исследования православных
писателей, в частности Коняева Н. «Озеро, где исполняются молитвы», Белобровой О. А. «Две редакции жития Антония Дымского», и других.
Что-то подсказывало, что разгадку нужно искать именно там. Ни Федяеву с Калининым, ни Кисловскому
в пору «расцвета» советской власти были ещё недоступны источники святой церкви и они описали происхождение топонимов, так, как было принято тогда,
не особо задумываясь над тем, что Антониево-Дымский монастырь возродится и станет опять притягательным местом для многих православных и,
что со всех концов нашей необъятной Родины сюда потянутся люди.
С девяностых годов прошлого столетия появились новые исследования по Антониево-Дымскому
монастырю, новые данные. Вот их то я и использовал в своих рассуждениях.
Оттолкнёмся от того, что Деревня Дыми появилась на карте в 1242 году, в год Ледового
побоища Александра Невского с немецкими рыцарями на Чудском озере, а Антоний Дымский появился
на берегах Дымского озера примерно в это же время, год спустя.
Но в житие Антония Дымского подчёркивается, что место, куда пришёл Антоний было пустынным,
тихим и безлюдным. «…наставляемый Богом преподобный Антоний остановился здесь, ибо обрёл то, чего желал: окружённая густыми лесами, освежаемая
небольшим озером и полная ненарушимой тишины, пустыня дышала глубоким безмолвием…».
Далее, у А. Дёмкина в статье «Описание целебных святых источников в Ленинградской области
я нашел такое повествование: «Впоследствии в 1243 году в поисках молитвенного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую
обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов - дымей, бывавшим над озером. Антоний, здесь он поставил себе кущу
(шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келью на холме, а на озере обрел большой
камень — валун, едва выглядывающий из воды».
А это значит, что ни погоста, ни другого поселения к которому можно применить понятие «дым»
(в смысле населённого пункта) рядом с Дымским озером не было.
В подкрепление значения «дым», в смысле «туман», в толковом словаре В. И. Даля находим -
«…дымный, продымленный; дымящийся; полный дыму; туманный или покрытый густыми испареньями, будто дымом».
А помните, какие туманы (дымы) бывают у нас в апреле и августе в районе п. Сельхозтехника,
д. Дыми, Дымского озера, возле виадука близ д. Галично?! Они таковы, что даже на вытянутую руку
невозможно разглядеть пальцы на руке. В такие туманы (дымы) я попадал неоднократно, попадали и те, кто часто сидит за рулём автомобиля
и проезжает по этим местам ранним утром. В низине в д. Дыми, машины останавливаются на вынужденную стоянку из-за этих туманов (дымей).
Поэтому, нам кажется, что надо поставить под сомнение утверждение наших краеведов прошлого
века, что эти топонимы тождественны. По крайней мере, у нас есть сомнения.